КРОКОДИЛЫ «ДВА» или Почему мы часто меняем свою посуду??? (в назидание чайникам) (репост 2005 года)

1064 Иду по Нижней Волге на РИБе F500А от МНЕВ и К, тюнингованом в ателье МНЕВ СЕРВИС. За кормой красиво раздвигают воду буруны от ТОХАТСУ 50. Из под пяток баллонов — легкая россыпь брызг.  Сильное волнение на воде, но я его практически не ощущаю. Тримаранные обводы лодки непринужденно режут почти метровую волну. GPSGARMIN 72 послушно рисует замысловатую траекторию движения, которую я непринужденно выписываю рулем катера. Эхолот MATRIX 37 четко отражает причудливый рельеф на скорости 35 км в час. Спасательный жилет на мне, чека аварийного отключения мотора пристегнута к руке — это закон! Стекло пульта защищает от ветра и брызг. Движение руки на «машинке» и мотор легко выкручивает 5000 оборотов по тахометру. Чуть приподнимаю мотор триммом — Вау! Й-и-и-ех! Хорошо!imageЭто я — медный чайник! Много воды утекло с той поры, как я встал на воду и ощутил этот немыслимый восторг от слияния со стихией. Остановиться было не возможно. А вода… пусть ласковая и нежная в штиле или зло стегающая брызгами в шторме – это всегда стихия! Конечно, может сработать чувство самосохранения и ограниченные возможности и тогда… тогда вечный удел жаться к береговой линии. Чаще побеждает неистребимое желание покорить эту неудержимую силу воды и тогда только вперед! И бесконечные мысли и муки в поисках своего идеального средства водно-моторного передвижения — поиск лодки, которая обеспечит твой комфорт при любых обстоятельствах и мотора, который никогда не подведет. Кайман-360 под Тохатсу-18 это здорово! Но мысли перепрыгнуть на что-нибудь посерьезней не покидали всю зиму. Может РИБ К450А? Какой-то маленький даже по сравнению с К-360. Но вот весной 2003 года в эллинге дяди Васи увидел новинку К-380. Это мой размерчик! Срочно сдаю в хорошие руки К-360 и Т-18. Вот она красавица тристовосмидесятая — уже моя! Нет… понятно, что вы спросите, а что сразу не взять К-400? Что-то подсказывает, что четырехсотый это уже перебор. Скажу честно, что и 360 уже более чем достаточно и только природная чайниковская глупость заставляет пересесть на 380. Лодка из ПВХ все таки имеет свои пределы прочности.  И конструктив и жесткость не рассчитаны на такие размеры. Это дядя Вася мне говорит, а я к его мнению прислушиваюсь – плохого он мне еще не насоветовал. Но вот чайниковский азарт заставляет взять Меркури-25 – максимум для этой лодки. Дядя Вася скептически усмехнулся – многовато будет. А нам что? Мы чайники – народ горячий! Мы не выносим нежностей телячих! Большой лодке – самый большой мотор!imageЧто за кайф нестись на 380-м Каймане под М-25 по спокойной водной глади. Лодка не на много больше 360 размера. Она несколько шире и массивней за счет баллонов и как следствие немного тяжелее, хотя и без видимого увеличения объема внутри, но с большим преимуществом по грузоподъемности – что собственно и стало основанием ее приобретения. На приличной волне небольшое шевеление пола, которое не сильно раздражает, но требует уже внимания и равномерного распределения груза в лодке. Полная загрузка лодки впечатляет. Три человека и груз под 400 кг – движение на длинные расстояния без проблем. Вобщем-то желаемый результат достигнут, а безопасность при сильном волнении просто поразительная. Несколько раз приходилось ходить на К-380 в шторм на очень приличные расстояния — до 50 км. Не сказать, что такие поездки были очень комфортными — задняя точка отшибается прилично, но зато с точки зрения безопасности – без проблем. Как говориться – внушаить!image

На легке на стандартном винте – 43 км в час на полном газу, на спортивном – всего на 3 км быстрее. Очень быстрый выход на глиссирование, а потом лодка как будто прилипает к поверхности и дальнейшего ускорения не происходит. Втроем в полной рыболовной выкладке 35 км в час по GPS на 2/3 газа. В таком варианте 25 литров смеси хватало примерно на 90 км пути, что очень неплохо.

Н-да… прав был дядя Вася! Гидродинамику никто не отменял. И Тохатсу-18 совсем неплохо смотрелся бы на этой лодке. Что касается Меркури-25, то этот мотор мне понравился. Он ни разу меня не подвел, заводился с полтычка. Однако ощутимых преимуществ в переключении скорости на румпеле, что часто ставиться Меркам как самая крутая фишка, я не заметил. В то же время его вес практически соответствовал весу Т-18, а вот запас мощности был значительным, что и стало основным доводом при его приобретении. Я давно уже поставил крест на попытке совместить в комфортной и большой лодке ее компактность. Это просто невозможно! Поэтому забыты напряги с загрузкой лодки, мотора и всего рыболовного скарба в машину. Прицеп решает все проблемы. Мотор в машину, а все остальное в прицеп. И машину не гробишь и движение на ней комфортнее и… взять всякого барахла можно на порядок больше.

В связи с приобретением большой лодки изменена тактика выдвижения на рыбалку. Бесконечное количество попыток пробраться к диким местам на машине и связанные с этим поиски дорог, поломки и прочие «прелести» уже позади. На авто комфортно добираюсь до удобного спуска на воду у какого-нибудь населенного пункта. Становлюсь на воду. Гружусь. Авто с прицепом на стоянку под присмотр, а сам ходу на лодке до заранее облюбованной по карте точке. Как правило, это дает большую экономию по времени, чем попытки дотащится на тросу за трактором до выбранной точки, да и машина целее будет.

А главное… Главное, что на лодке всегда можно стать на отличное место, вдалеке от стоянок рыбаков и поближе к рыбе. Движение вдвоем на расстояние до 50 км на К-380 под М-25, под самую завязку нагруженной кемпинговым и рыболовным оборудованием не вызывает никаких проблем. В результате, при удачном и рассчитанном заранее выходе на точку стоянки, серьезно экономиться и бензин и время на поездки до перспективных мест. Ну, а уж на рыбалке на К-380 вдвоем очень комфортно, да и втроем неплохо.imageБольшое значение на рыбалке имеет «отладка» лодки под себя – этакий тюнинг. С К-380 я сильно не заморачивался. Стандартно установил на нее колеса а-ля Мнев Сервис, которые позволяли вдвоем ежедневно выкатывать лодку поближе к палатке на берег достаточной крутизны. На крепеж колес установил быстросъемный кронштейн для датчика эхолота. Хаменберд 350 устойчиво рисовал картинку дна на скорости до 25 км в час. При большей скорости – начинал сбоить и мог выкинуть на экран неправильную цифру глубины, что в большей степени зависело не от правильности  установки датчика, а от конструктивных возможностей эхолота. Наклеил дополнительные 4 ручки, с помощью которых и лодку удобней вытаскивать на берег, да и массу других дополнительных функций они выполняли – через ручку якорь удобнее поднимать и кукан можно к ней можно подвязать и к кустам удобнее вязаться и конечно и на ходу по волне держаться за ручки намного комфортней, чем за леера, к ним же и тубус можно закрепить. Вобщем – полезные эти дополнительные ручки, главное их по месту продуманно установить. На банки одевал сумки, в которые всегда находилось, что помелочи напихать. Крепеж эхолота на переднюю банку осуществлял с помощью струбцины, которую изготовил самостоятельно. Вот собственно и весь тюнинг… Мне этого более чем хватало… Конечно, желание еще что-то приделать к своей «ласточке» было постоянно, но все таки лодка из ПВХ имеет ограниченные возможности по всяким «примочкам». Хотя не помешали бы «стаканы» для транспортировки спиннингов и еще много чего по мелочи. В лодку всегда брал пустой просторный ящик – он был очень полезен, в том числе и для транспортировки пойманной рыбы.imageЗа все время эксплуатации лодок из ПВХ у меня не было с ними ни одной проблемы. Но конечно «гандоны» при всей своей кажущейся надежности требуют правильной эксплуатации и бережного обращения. После рыбалки я своего крокодила тщательно мыл, а часто и во время рыбалки несколько раз вымывал грязь и песок из под пайолов. Накачивал не до одури, а до оптимального давления, установленного опытным путем. Не ленился на жаре стравливать воздух, а по утрам подкачивать. Тройники не загонял в шкуру и якорь аккуратно поднимал над бортом. На пайолы под якорь стелил резиновый коврик. Острые предметы в лодке были всегда под особым контролем. Правда постоянно ходил под перегрузом, да и мотор выкручивал по полной программе. Однажды, когда я отдал лодку попользоваться не очень аккуратным людям, сразу же начали травить клапана, забившись песком, на транце появился досадно заметный скол, а один из крепежей колес был варварски погнут. После этого к общеизвестному  списку, того что нельзя давать чужим дядям (часы, машина, жена) добавил лодку и мотор.

Вобщем-то когда пришло время крокодилу поменять своего хозяина, новый владелец был удивлен ее свежайшему состоянию. И это при том, что К-380 перенес помимо всего прочего 6 недельных рыбалок на пределе возможностей. Единственно, что отличало уже моего, повидавшего виды крокодила от нового – это небольшие потертости под пайолами, да чуть заметный люфт в их соединениях.imageimageimageimageimageВсе было замечательно, но все таки случай, разрушивший мое идеалистическое восприятие лодок из ПВХ, произошел. Произошел по моей вине и конкретному ротозейству. Однажды неправильно распределив груз, очень приличный по весу, в лодке, я вышел на достаточно спокойную акваторию. Нос был сильно перегружен канистрами с бензином и рыбацкими ящиками, середина – практически пустая, а вернее заполненная легким тряпьем, на корме – я, еще вещи, мотор и полный бак бензина. Идти до места надо было 20 км по судоходному фарватеру в районе Черного Яра. Уже при выходе на глисс я заметил, что не все ладно, но понадеявшись на русский авось и поленившись перераспределить вещи, продолжил движение. Авось не прошел… На середине пути обходя впереди идущую лодку я на полном ходу впоролся в волну от ее кильватерного следа. Казалось бы простейшая ситуация! Но обиженный крокодил отказался перескочить небольшую волну. Нос, упершись в нее, сложился буквой «Г» и лодка резко потеряла скорость. Выждав несколько секунд и подумав, что все обошлось я прибавил газу и с удивлением обнаружил, что «ласточка» отказывается выходить на глисс. Под ногами стало подозрительно мокро, но я подумал, что это просто набежавшая волна через транец залила лодку, при ее резкой остановке. Опять вывернул гашетку, но ревущий мотор не выдал практически никакого результата. Лодка вздымая носом огроменную волну, отказывалась выходить на глисс. «Запахло жаренным», а вернее вода в лодке быстро прибывала и была уже по щиколотку. Я вроде не из робкого десятка, но слегка напрягся.imageДо берега было метров 800, сзади меня нагоняла самоходная баржа, до стоянки еще километров 7. Однако, лодка из ПВХ это вещь! Вода в лодке сравнявшись с уровнем воды в Волге, перестала прибывать:) Баллоны лишь слегка возвышались над водой, но лодка осталась на плаву. Тут я с радостью вспомнил закон сообщающихся сосудов, выдавил из М-25 всю его мощь и медленно-медленно пошлепал к стоянке. Шел я эти 7 км сидя в воде очень долго, поминая всех святых, маму и все такое прочее… Но к великой радости своей и еще большей товарищей, чьи вещи я перевозил на своем крокодиле, я все таки дошел. Одной рукой я выдавливал из Мерка все, на что он был способен, второй над водой держал достаточно тяжелую сумку с видео-фотоаппаратурой, в зубах чью-то сумку с катушками — со стороны зрелище очевидно было конечно прикольное. Разгрузив лодку и слив с нее воду  приступил к поиску повреждений. Вскрытие показало, что в районе второго пайола почти на самом стыке с баллоном в дне зияла прорезь величиной с ладонь. Очевидно, когда нос сделал букву «Г», аллюминиевый уголок пайола вывернулся и погнулся, прорезав кромкой под большим грузом материал днища, который и ножом то проблематично рассечь. Я с грустью подумал о последствиях, если бы прорезан был носовой баллон. Понятно, что лодка не пошла бы к ракам мерить глубину, но при таком загрузе (под 500 килограмм) я вряд ли со спущенным носом без посторонней помощи дошел бы до стоянки. А сколько интересно воды было в лодке – может тонна? Но ведь дошел!

Ремонт (наличие ремкомплекта – обязательно!) занял около 3 часов – была наложена двойная заплатка, а аллюминиевый уголок выправлен и уставлен на шурупы на место. Последствия от катастрофы для лодки  были минимальными. Сушка подмоченных вещей заняла больше времени. Отрыбачили мы в этот раз замечательно, но данный поучительный случай, хоть и быстро забылся на рыбалке, стал серьезной наукой. Он заставил задуматься о том, что все таки безопасность лодок из ПВХ является относительной. Подобный случай может произойти и при наезде на корягу или плывущее бревно или… да мало ли может быть других или? От неприятных случайностей никто не застрахован и на воде об этом помнить нужно постоянно, особенно выкручивая из мотора максимальный газ..

По стечению обстоятельств именно возвращаясь с этой рыбалки, на границе Волгоградской области я впервые увидел огромный, как мне тогда показался, РИБ, который на трейлере пролетел нам на встречу как мираж. imageВот бы такую посудину мне надо! Добравшись до инета, я первым делом задал вопрос дяде Васе – что за чудо я видел на дороге? Так это РИБ F500А от Мнева и К – ответил он мне – как раз то что тебе нужно — вот и его фотки на сайте mnev-service.ru уже есть. Думай чайник… думай! Чуть позже эту лодку я уже щупал у дяди Васи, нарезая вокруг нее круги и примеряя под свои потребности. Вещь! Но цена пугала. Но от предложения дяди Васи в течении зимы собрать РИБ по индивидуальному заказу отказаться не сумел и… не хотел… И вот в январе на стапелях в Мнев-сервисе уже появился корпус моей РИББЕКИ – так я ласково обозвал свой F500A. Как известно – как вы лодку назовете – так она и поплывет… РИБ – это понятно комбинированная лодка, БЕК – властвующий, господствующий, ну а женский род потому, что все таки она лодка… Пока РИБ неспешно собирался я все мучался в размышлениях о правильности сделанного выбора. Лодки из ПВХ при всей своей привлекательности в цене, компактности, весу, безопасности и возможностям все-таки представляют собой достаточно специфическую штуку. Для комфортной и безопасной рыбалки на серьезных водоемах уже требуется размер от 4 метров, что для лодок из ПВХ является очевидно критическим. Да и о компактности в этом случае можно говорить достаточно условно и появляется масса проблем, начиная от достаточно трудоемкой сборки-разборки и кончая пресловутым «гулянем» полов. Из опыта эксплуатации лодок из ПВХ 330, 360, 380 размеров, я для себя сделал вывод, что все таки оптимально все положительные свойства этих лодок проявляются в золотой середине – 360. Это еще достаточно компактная посудина и для хранения и для переноски, да и сборка ее одним человеком вполне возможна. А на воде это уже достаточно серьезная лодка, позволяющая выходить к примеру на середину Нижней Волги  совершенно безбоязненно даже в сильное волнение. И рыбалка на такой лодке вдвоем доставляет удовольствие, хотя можно и втроем потесниться. В то же время  с полной очевидностью понял, что  использование максимальных возможностей этих лодок по грузоподъемности и мощности мотора, которыми я постоянно злоупотреблял, ни к чему хорошему не приводят. Именно по этой причине и возникают проблемы с присоединением транца, разбалтыванием полов. Используя в предельных режимах лодку из ПВХ необходимо отдавать себе отчет, что срок ее реальной службы будет вряд ли больше 2 лет, после чего она превратится в «разбитое корыто». Конечно же при «ласковом» обращении такая лодка прослужит намного-много больше, но к моему случаю это не относится. Вспоминаю как «по самые небалуйся» загружал своих крокодилов, как на сильнейшей волне «скакал» по чем зря на полном газу. Предел прочности у лодок из ПВХ не такой, который мы мечтательно закладываем приобретая их и не нужно питать иллюзий по поводу их прочности и безопасности. Мой опыт и опыт многих других «гандольеров» тому пример. Но все-таки лодки из ПВХ во многих случаях единственный вариант иметь у себя настоящий рыболовный корабль и из чисто финансовых соображений и исходя из малого места для хранения и перевозки, а при правильно подобранном моторе им вообще цены нет. И я этот этап своей не сильно богатой водномоторной биографии  практически безболезненно пережил.

Вот так я рассуждал оправдывая свое новое приобретение. Уже давно я езжу с прицепом – так что трейлер это только к лучшему – удобство транспортировки и быстрота спуска на воду гарантирована. Сам размерчик в 5 метров – это вообще самое оно. Комбинированность Амг5 с надувным 5 секционным баллоном – это такой запас прочности и такая безопасность, о которой в других случая и трудно мечтать. С горечью вспомнил я погибших на Ладоге в ноябре 2003 года питерских ребят. Может был бы у них РИБ и вероятность спасения Жеки и Жеки была намного больше? Ответа на этот вопрос, конечно, не получить – вода была и остается стихией, с которой всем надо быть крайне осторожным. Именно по-этому знание и соблюдение правил судовождения, выживания при аварийных ситуациях совсем не является лишними для водномоторника. Хотя я и сам грешен – частенько ими пренебрегаю. Ну, а уж возможности тюнинга в РИБе просто неограниченные… вернее ограниченные только фантазией и здравым смыслом. Транспортировка РИБа не представляет сложностей при минимальном опыте управления машиной с 7-ми метровым трейлером. И утянет трейлер любая десятка, на что собственно я и рассчитывал, предполагая таскать РИБ  Шеви-Нивой. Однако при движении на расстояния более чем 300 км такая езда напрягает. Поэтому как правильный чайник я прикупил специально для рыбалки старенький Гранд Чероки 93 года выпуска.imageimageimageЕстественно, после этого доставка РИБа в любую точку стала безпроблемной, а поездка с трейлером на длительные расстояния более чем комфортной. Увы расход топлива при движении на «колдуне» с объемом 5,2 л под 18 литров на 100 км. Спуск РИБа на воду с «правильного» трейлера выполняется одной левой, а подъем на трейлер с помощью правой руки.imageimageimageВсе очень просто и быстро. Ну, а уж Гран Чероки выдернет трейлер с  лодкой с любого места… лишь бы не засосало по бампер..imageИ вот я  в апреле на РИБе в раскатах. С минимальной обкаткой мотора сразу в бой. Что за чудо эта лодка! Как непринужденно режет волну. Быстехонько, на 2 с половиной тысячах оборотов выскакивает на глисс. Управление удобное и все маневры на РИБе весьма предсказуемые.  Сижу за пультом – кум королю, сват министру… imageЛепота! Использую сразу все возможности по максимальной загрузке и вперед за 40 км на Шемаху. Через несколько километров через полы из трюма начинает поступать вода… Вот это засада! А нам все пофигу – мы из Амг с ПВХ! Включаю помпу и уровень воды постепенно начинает падать. Вот и замечательно! Продолжаю движение. Но вот опять вода зловеще заливает полы. ЕКЛМНОПРСТ! Помпу заклинило (как оказалось позже — алюминиевой стружкой), но разве в такой панике разберешься почему… Минимальная задумчивость и вперед! Только вперед! Мы ж на РИБЕ! Вот и проверим его удивительные непотопляемые свойства. Пока дошел до стоянки полностью сжег бак топлива. Картина до ужаса напоминала черноярский вариант с «пробитым» крокодилом. Лодка всклянь полна воды, еще чуть и аккумулятор зальет. Выгружаемся. Так в чем причина? Чайник! Причина банальна – незакручена сливная дырка в корпусе. Ну просто обхахочешься… Зато с первого раза все испытано по полной программе!  И как говорится – я уверовал в РИБ с первого приема!imageКстати, позже дядя Вася установил мне ручную помпу – мало ли что… Тохатсу 50 (автомикс) надежно выводил РИБ на глисс и самой комфортной скорость движения на нем было 35 км в час. Этакая вальяжная езда, как на люксовом Мерседесе. На 5 тысячах оборотов лодка развивала на обычном винте 45 км в час (со спортивным вином – 53!). Честно говоря это более чем достаточно и с точки зрения расхода топлива (примерно 25 литров на 60 км) и безопасности тоже. Большое удовольствие доставляло выходить на РИБе в штормовую погоду. «Кастрюльки» жалобно жались к камышам, без боя полностью отдавая всю бушующую акваторию моему кораблю. Конечно, можно повесить на РИБ и 70–и сильный мотор, но только стоит ли? И тяжелее он и бензина жрет больше… Не нужно это, хотя конечно интересно сколько км в час F 500А задвинет по максимуму своих возможностей?imageРыбалка с РИБа понравилась сразу же. Когда под тобой крепкая палуба, а не зыбкий настил пайолов сразу и заброс становится дальше и проводка плавнее и подсечка точнее. imageimageХотя вот с размером дуг дядя Вася не угадал и они создавали неудобства при работе спиннингом (позже я опустил их на 10 см и все стало в ажуре).imageРазмер внутреннего пространства в РИБе позволял ловить абсолютно комфортно втроем да еще при этом свободно перемещаться по лодке. Приличная парусность и некоторая громоздкость лодки делали несколько сложными маневры при ее постановке на якорь и подходу к заросшим деревьям берегам, но это было делом привычки. imageimageВ целом экзамен на принадлежность к рыболовным лодкам РИБ F500А cдал на отлично. Оставалось только обвесить лодку всеми необходимыми рыболовными «примочками», но с этим проблем не будет – кости есть, а мясо нарастет.  Процесс тюнинга интересен и похоже будет происходить долго. Спустя 2 месяца лодка уже была оснащена кучей всевозможных крепежей и держателей спиннингов под все случаи жизни, обросла всевозможными застежками и ящичками. В планах – оснащение РИБа ходовым тентом-палаткой. РИБ на данный момент является пределом  моих желаний по возможностям рыболовной лодки.  Хотя я иногда задумываюсь – а вообще он есть этот предел? Аккуратно предположу, что РИБОМАНИЯ захлестнет Россию. Наверное, не повсеместно, но в некоторых регионах, привязанных к крупным водоемам и посещаемых «пробитыми» до большой воды рыбаками, уж точно. И нас уже немало этих девайсов. Вот уже и мой напарник по частым совместным вылазкам на Нижнюю Волгу Натольич ходит на РИБе.imageВот на Цимлянском водохранилище знакомый Юра режет воду на F500А. На Ахтубе несколько раз промелькнул знакомый силуэт, с характерно задранным носом и брызгами из под пяток баллонов. Ну что же, большому кораблю – большое плаванье! И я счастлив, что владею таким… Чего и вам желаю!image

 

ЗЫ: Всем семь футов под килем!

2005 год
Мне нравится
Комментарии (0)
Поделиться