Новости сайта :: Fishband.ru

Место: Кольский полуостров
Автор: ЗЛАЯ@

На своих двоих….

Забавно смотреть на реакцию соседей по дому, когда они, видя тебя с рюкзаком за спиной и тубусом, спрашивают, куда ты едешь на рыбалку.

Если ты отвечаешь, что в Астраханскую область, то они почему-то уверены, что это совсем недалеко, а когда отвечаешь, что едешь на Кольский полуостров, то эти же соседи уверены, что это где-то на краю света и туда добираться как минимум день на самолете и еще сутки на северных оленях.

Хотя время полета из Москвы до Мурманска лишь на 20 минут дольше, чем до Астрахани.

В одном соседи правы: Кольский полуостров – это действительно край света. Очень красивый и неповторимый.

Дельта Волги тоже красивый и уникальный регион, но северные реки мне нравятся больше, да и таежные пейзажи намного роднее камышово-степных.

Свозив семью на пляжную рыбалку в эту самую дельту Волги, я наметил для себя поход по одной из рек Кольского полуострова. Так как времени у меня было немного, а выбранная мной река небольшой, то мы решили не использовать сплавные средства типа байдарок и катамаранов, а проехать весь маршрут на троллейбусе номер одиннадцать, то есть на своих двоих.

Река Печа, которую я наметил для будущего похода, впадает в реку Тулому в районе поселка Верхнетуломский.

Но стартовать я решил с реки Конья, которая впадает в Печу. По прямой получалось 45 км. Сколько получится в реальности, точно посчитать было невозможно, но легкой жизни никто из нас не хотел и мы решились.

Мы – это я,

мой товарищ Сергей, более известный как Терминатор

и Андрей Демуренко (Colonel), полковник запаса, ранее командовавший миротворческим контингентом ООН в Югославии.

Расклад вырисовывался следующий. Самолетом в Мурманск, на машине до Верхнетуломска, далее по старой лесовозной дороге до намеченной точки и оттуда вдоль берега реки назад до поселка, куда планировали попасть через девять дней.

Так как в речку заходит семга, то на ней образован РПУ, куда ж без него, и даже есть арендатор этого самого участка, некое ООО «Кольские путешествия». Выйти на след этой загадочной конторы мне так и не удалось, как я не старался, и, наплевав на возможные неприятности, мы решили идти по реке без лицензий. Пускай штрафуют.

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей», гласит русская пословица, и я с ней полностью согласен.

Знакомый дал телефон своего знакомого в Мурманске, и тот любезно согласился довезти нас до намеченной точки.

В Шереметьево случился первый сюрприз: у нас не оказалось перевеса по багажу, что обрадовало. Правда, часть продуктов мы планировали закупить в Мурманске.

До автовокзала города добрались из аэропорта на маршрутке за 70 рублей, а это 25 км минимум. Недалеко от автовокзала обнаружился шикарный магазин, где можно было приобрести все необходимое, вплоть до всех ингредиентов для суши.

Встречающий нас Вадим так и не смог починить к нашему приезду свой паджерик, и мы с трудом, но втиснулись в его старенький ВАЗ-21099.

«Лучше плохо ехать, чем хорошо идти» гласит другая русская поговорка, и с ней тоже трудно не согласиться.

До поселка домчались пулей, дорога – асфальт. Но за поселком начиналась старая лесовозная дорога. Она хоть и была довольно широкой, но создавалось впечатление, что по ней активно работали из минометов, и передвигались мы по ней медленно, но совсем не печально.

Впереди нас ждало путешествие и приключения. Ну скажите, какая рыбалка обходиться без них?

Несмотря на мои опасения, что «жигуль» не выдержит троих и просто встанет далеко не уехав, мы десантировались всего в десяти километрах от намеченной мной стартовой точки.

Поблагодарив Вадима, нашего нового знакомого, мы, не переодеваясь в походную одежду, отмотали свои первые три километра и встали на берегу красивого озера. Еще днем мы были в Москве, а закат наблюдали уже на таежном озере.

Птицы почему-то не пели, окружающая нас тишина оглушала, даже комаров, и тех не было слышно. Природа будто замерла в ожидании чего-то, и это «чего-то» очень скоро к нам пришло. Опьяненные таежным воздухом и свободой, мы не успели заметить, как наступило утро.

Вперед на коня, а точнее, на Конью, – именно на этой речке стоит первая забитая в навигатор точка.

Полезная все-таки штука «Карты Google» со своими спутниковыми снимками. Ставишь точку на спутниковом снимке, забиваешь ее в навигатор, и дело сделано: знаешь куда идти и что там тебя может ожидать.

Единственная проблема в том, что, как и в бумажных атласах, самая нужная тебе часть карты, как правило, находится на стыке страниц. Так и тут, нужная тебе часть спутниковой карты в ужасном разрешении. Видно, что впадает речка, но насколько она широкая, непонятно, да и дорог-тропинок не разглядеть. Контрольные точки поставил по километражу и отметил явные водные препятствия. Распечатал обычную карту местности и был уверен, что не потеряемся.

Первая контрольная точка сожженный мост на реке Конья. Вообще-то сожженных мостов через речки там много, и версий о причинах пожаров я услышал не меньше, чем самих погоревших мостов.

До этой точки нам семь километров пути, которые дались нам совсем нелегко, несмотря на то, что шли мы по дороге. Видать, вчерашняя тишина на озере, с которой мы активно боролись, была тому причиной.

Но в итоге до точки дошли, а значит, и до речки.

Конья понравилась сразу. Неширокая река с довольно быстрым течением и каменистым дном.

Тент, палатка, дрова, костер – стандартная процедура, которую нам придется проделывать ближайшие восемь дней.

Обед, чай, и можно на рыбалку. Пойти на все четыре стороны у нас не получилось, так как нас было трое, но этого и не требовалось. Я пошел вниз по реке, Сергей вверх, а Андрей остался исследовать окрестности лагеря.

Ура! Есть первая рыба похода. Красивая форель позарилась на вертушку. Быстрое фото на память и рыбку на свободу. Поймал еще несколько форелек, но все они не дотягивали параметрами до съедобных размеров. А некоторые рыбки бросались на воблер такого же размера, как они сами.

А вот и первая зачетная рыбка-хариус. Так и подмывало меня съесть его сырым, лишь чуть подсолив, но решил все таки отнести в лагерь и поделиться с товарищами. А оказалось, что это товарищи будут делиться со мной рыбой. Сергей на муху с бомбардой поймал несколько вполне зачетных хариусов, и у нас сегодня будет не только первая харюзовая уха, но еще и на малосол останется. К тому же легко набрали грибов, и я сделал жульены.

Впереди нас ждал первый ходовой день по реке, точнее по берегу реки, и было интересно, что он нам приготовит.

А идти-то, оказывается, не так и сложно, хоть рюкзаки и весят по 27–30 кг, вдоль реки читается тропинка, и передвигаться довольно комфортно.

Первый же встреченный нами на реке перекат принес несколько шикарных хариусов. Они были значительно крупнее тех, что ловились на первой стоянке. Если честно, то для меня это было приятным сюрпризом. Я не надеялся на рыб столь зачетного размера. А когда на моей мухе великолепная кумжа разогнула крючок, я понял, что нас могут ожидать очень приятные сюрпризы.

Но случился неприятный. Сергей решил проведать, что за рыбы разгибают у меня крючки, и встал на моем месте, пока я перевязывал муху. Но не удержался на крутом берегу и упал в реку. Хорошо, что без последствий. Посмеялись. Видно, зря, через пару часов сломал свой спиннинг, при забросе зацепив блесной за куст. Придется доставать запасной.

Свои пять километров прошли без особых проблем, и нашли хорошее место на большом правом притоке. Прогулялся вверх по течению и поймал несколько форелей.

А очередным сюрпризом оказалась семга, которая, схватив муху Сереги, целиком выпрыгнула из воды и показала все свое красивое тело. Вес ее, по заверениям Сергея, был не меньше пяти килограмм, и она легко и непринужденно оборвала лесочный поводок, помахав нам на прощание хвостиком.

Ну и фиг с ней, решили мы, наслаждаясь ухой из хариуса и картошкой пюре с чуть подсоленной и подкопченной на дыму форелью. На этой же точке мы поймали нашу первую северную щуку, ну чем не сюрприз.

Рыбы достаточно, и я решаю починить сломанный спиннинг. Удалось, но пришлось перемотать все кольца на верхнем колене и спиннинг стал чуть короче и с другим тестом, но вполне соответствовал местным требованиям и моим потребностям. Утром меня разбудил радостный Терминатор с новостью о поимке им рыбы моей мечты-кумжи на полторашку, которая в итоге оказалась первой пойманной нами семгой.

Очередным сюрпризом оказался следующий участок реки. Тропинка кончилась, и нам приходилось пробираться то по болоту, то по зарослям ивняка. Радовало то, что река была почти прямой и намеченные пять километров до контрольной точки превратились всего в семь. Зато сама точка оказалась шикарной. Высокий берег на повороте реки, сосновый бор и отличное место для стоянки. К тому же в прозрачных водах реки мелькали силуэты больших рыб.

Вот сюрприз, так сюрприз, в очередной раз преподнесла нам река, подарив Сергею хариуса такого размера, которого и в глухих таежных речках, в сотнях километров от населенных пунктов, не поймаешь. На вид он был не меньше, чем кило двести, но жестокость электронных весов давно известна – «всего» 950 грамм.

Но сюрпризы на этом и не собирались заканчиваться. Экспериментирую с воблером. Вижу, как крупная рыба пытается его атаковать, но в последний момент передумывает. То же самое с колебалкой. Ставлю все тот же Mepps двойку цвет микижа и тут же поклевка.

Подсекаю – есть. Тащу, рыба делает свечку, и блесна летит из пасти рыбы мне в грудь. Обидно, но я уверен, что будут еще поклевки. У меня есть огромное желание поймать кумжу больше килограмма. Я почему-то был уверен, что это именно они неспешно дефилируют на этой ямке.

Вижу, как рыба резко метнулась в сторону моей блесны, и, еще не ощутив удара, подсекаю. Не промазал. Рыбина сильно сопротивляется. Выпрыгивает из воды, и я успеваю заметить, что это семга.

Кажется, я даже немного расстроился, что это не кумжа. Но семга тоже хороша, сопротивлялась отменно и потянула на два с половиной килограмма. Не прошло и часа, как мне удалось вытащить еще одну семгу, на этом я рыбалку в тот день закончил. Впрочем, как и мои товарищи. Рыбы для еды нам было вполне достаточно.

Утром ловить рыбу у меня не было никакого желания, но глядя на попытки моих друзей поймать золотую рыбку, я решил сделать пару забросов… и зацепил очередную семгу. Перебор, решил я, и семга поплыла дальше по своим делам. Ну а мы пошли.

Это был первый день, когда река с лихвой спросила с нас за все предоставленные нам сюрпризы и разные излишества. Она петляла как змея, а мы, пытаясь срезать углы, оказывались или в болоте, или в непролазной таежной чаще. Отмеренные мной по карте пять километров превратились во все тринадцать. О тропинке можно было только мечтать. Заросли ивняка, болота, ручьи, впадающие в реку, то есть одна сплошная полоса препятствий. Но мы дошли, хоть это и стоило нам определенных трудов. В переходах помогала ягода, коей было предостаточно.

Только вот шикарный порог и красивое место стоянки совсем не означает хорошей рыбалки. Либо зменившаяся погода и пошедший дождь так повлияли на рыбу, либо ее на этой точке действительно мало, но нам удалось поймать только одного окуня и одного хариуса. Но прошедший ходовой день дал нам понять наши практически предельные возможности. Осилить пятнадцать километров по такой местности, при отсуствии троп, нам будет стоить очень больших сил.

Как обходить примыкающее к реке большое озеро, которое нам нужно было обойти на следующий день, мы решили при помощи монетки. Вариантов было два. Идти вдоль реки и там, где река соединяется с озером, форсировать водное препятствие. Или идти вокруг озера. Это удлиняло маршрут на три километра, но зато мы обходились без больших водных препятствий. Выпал орел, что означало обход озера Лоштен. Вдоль озера нам удалось найти чуть заметную тропку, и мы довольно быстро вышли на очередную контрольную точку, после которой мы могли уже искать место для ночевки.

Щука на стыке озера с рекой бросалась на все подряд, но лучше всего реагировала на поппер, да и трава мешала ловить на другие приманки. Щуки небольшие, но красивые, с мясом янтарного цвета. Хорошая щука откусила у меня поппер вместе с 15-сантиметровой струной. Поппер так и не всплыл, как, впрочем, и щука. Тут же ловился окунь и нас ждал очередной сюрприз в виде пойманного Сергеем сига.

Однако неплохое разнообразие рыбы в реке.

Организовали перекус. Уха из щуки показалась нам сладкой и очень вкусной. Контрольную точку мы уже прошли, и нам нужно было искать место стоянки. Навигатор при этом настойчиво предлагал уходить резко влево, о чем я сам себя и предупреждал, рассматривая спутниковые снимки местности еще на мониторе компа. Начиналось Печозеро и судя по снимкам со спутника река в этом месте образовывала большой полуостров слева от которого находилось болото и нам его нужно было обойти.

Но мы, только что отдохнувшие, бежали вперед, пока не оказались перед водной преградой. Вы не поверите, но именно в этот момент мы увидели первых людей на реке за шесть дней нашего похода. Костромские ребята шли на катамаране и откликнулись на нашу просьбу перевезти нас через впадающую реку.

Очень быстро выяснилось, что мы фактически на острове и нам сюда совершенно не надо, о чем собственно я сам себя и предупреждал. Речку надо было не форсировать, а уходить резко влево и обходить болото. Начиналось Печозеро, и на следующий день нам надо было его пройти.

«Утро вечера мудренее», вспомнили мы очередную русскую поговорку и поставили лагерь. Очередной сюрприз, хариус великолепно ловится прямо в пяти метрах от нашей палатки, предпочитая муху Red Tag и Black Zulu. Из-за высокой прибрежной растительности ловить на нахлыст было проблематично, и поэтому я использовал бомбарду. Решил перед сном немного половить рыбку. Хариус был как на подбор 300–400 грамм весом, но мы сегодня уже делали уху из щуки на обед, и из хариуса на ужин. Пришлось использовать принцип поймал-отпустил. Наловился за полчаса и, уставший с дороги, завалился спать.

«Костя, давай плот сделаем», – слышу я сквозь сон предложение Сергея. Но быстро объяснив ему, что у нас нет не только инструмента, но и леса, уже не мог заснуть, и мы пошли делать мост вместо плота, чтобы вернуться в ту точку, где костромские ребята нас перевезли на этот остров.

Но пока искали подходящее место с деревьями поблизости, нашли такое место, где легко можно было форсировать разлившуюся речку без всяких мостов и раздеваний.

Апосля решения данной задачи спалось отлично.

Лето в этом году на Кольском полуострове выдалось хорошее. Жаркое и с малым количеством дождей. Уровень воды что в реках, что в озерах значительно меньше ординара, и болота чуть подсохли. С трудом представляю, каких трудов стоило бы нам пройти по тому же пути, что мы прошли в тот день, когда обходили Печозеро если бы был дождливый год. Каждые 300 метров нам давались с большим трудом. И несмотря на то, что до контрольной точки было всего три километра по прямой, нам вновь пришлось пройти свои пять, но эти пять показались нам пятнадцатью.

Печозеро преподнесло очередной сюрприз. По нашему левому берегу оно было мелководным и довольно сильно заросшим. Нашли отличную стоянку, но это была единственная наша стоянка, где мы не смогли поймать рыбу. Очень мелко, зато два раза приготовили жульены, да и малосольная семга у нас не закончилась.

В итоге Печозеро мы быстро проскочили и вышли на лесную дорогу, которая вела к очередному сгоревшему мосту. База Печозеро уже года три не функционирует, и похоже умерла окончательно.

Ба, старые знакомые костромичи. Заканчивают тут свой маршрут и собираются домой. Как тесен мир, нашлись даже общие знакомые, ну где еще как не в тайге подтвердить тезис о том, как тесен этот мир.

Дилемма, идти четыре километра по берегу реки через болото или попытаться найти выход в очередную контрольную точку по дороге, пройдя при этом пятнадцать километров. Единогласно сошлись на втором варианте, даже не бросая монетку. Как же легко идти с 25-килограммовым рюкзаком по дороге после болот.  К контрольной точке вела набитая тропинка. Раньше тут лесхоз валил ценный лес, и теперь этот самый ценный лес гниет на сопках прибрежной полосы реки Печа.

Сюрприз, в километре от реки сарай с печкой. Но людей нет. Выходим на речку и наслаждаемся красотой местного пейзажа. Каскад порогов с резкими поворотами реки. В пороге прыгает семга. Тент, палатка, дрова, костер. Андрюха на муху цепляет свою первую семгу, и я бегу за фотоаппаратом. Больно уж бесцеремонно тащит он ее к берегу. Пусть небольшая, но это же семга. Я даже не успел достать фотоаппарат, как рыба, оборвав поводок, оставила Андрея без фотографии.

Сюрприз. Забросив колебалку, я цепляю семгу, не спеша вытаскиваю ее из воды и вижу Андрюшину муху у нее в пасти. Все-таки будет фотография Андрея с семгой. Еще одну принес Серега, добавив к ней пяток хариусов. Знатный был ужин, где мы приняли решение не идти ближе к людям, а сделать тут дневку и марш-броском в 20 километров выйти в конечную точку нашего маршрута. Малосольная семга да с дымком. Жареная рыбка.Кстати, из гольянов получаются отличные посудомойки. Оставленную в реке сосуду, они мигом вычищают до блеска.

Люди пришли к нам сами. Местные рыбаки приехали в этот самый сарайчик, и мы встретили их на реке, где они неспешно расставляли сети. Стало окончательно ясно, что мы правильно сделали, что решили остановиться тут, дальше людей было бы еще больше. Узнав о нашем походе, мужики тут же предложили вывезти нас на своих жигулях 83-го года выпуска. Мало того, дали нам хлеба и пригласили нас на уху. В ответ мы принесли им колбасу, спирт к этому времени у нас уже закончился. Забавно было слушать, как браконьеры жалуются на других браконьеров, которые ставят сети, чуть ли не перед рыбоходным каналом не давая семге зайти в реку. Кинуть в ребят камень, живущих фактически рекой, у меня не поднимется рука. Тем более что мы сами были фактически в роли браконьеров, не имея возможности приобрести лицензии.

Вечером предпоследнего дня на реке, меня ожидали два сюрприза. Я поймал на «чабик» щучку прямо в пороге, а перед этим, пробравшись через кусты ивняка на перспективную точку, нашел на берегу реки пятьдесят рублей.Река и тут не поскупилась. Утром последнего дня Серега взял попробовать в деле мой запасной спиннинг , и все на тот же «чабик» в пороге поймал очередную семгу. Это была последняя рыба нашего путешествия, но не последний сюрприз. Мужики в сетку поймали горбушу, чего не случалось у них за последние восемь лет.

В обед мы были уже в гостинице и закусывали семужьей икрой и свежей семгой, вспоминая все сюрпризы нашего похода, и благодарили речку за хорошую рыбалку, трудности,и приключения которые она нам подарила .

Подводя итоги.

Прошли на своих двоих 65 километров, из них 40 по болотам да по взгорьям.

Кликабельно

Ни хрена не похудел:)

Болотные сапоги не лучшая обувь для таких походов, чему свидетельством Серегины мозоли, натертые им в первый день.  Хотя в паре с портянками имеют право на жизнь. Но мне в ботинках для пеших походов было комильфо, Андрюха также шёл в ботинках. На отдыхе незаменимы легкие тапочки из EVA

Без хорошего термобелья будет некомфортно. При остановках промокшая футболка Андрея быстро начинала холодить тело, а я в полипропиленовом термобелье LIOD чувствовал себя превосходно. Желательно иметь второй комплект термобелья.

Если стоит дилемма взять спальник чуть менее теплый, но на 500 грамм легче, то лучше наплевать на эти самые 500 грамм и взять более теплый. Желательно не пуховой. Его в походе практически невозможно высушить. Меня порадовал спальник mountain comfort от Maverick. Теплый, сделан одеялом. При этом я часто использую его именно как одеяло не залезая в него.

Надежный коврик обязателен. Самый надежный это конечно пенка, но спать на каменистой поверхности на нем не очень комфортно. Я много лет пользуюсь  ковриком thermarest и очень им доволен. Желательно иметь большйо гермомешок, на случай сильного дождя или попадания рюкзака в воду.

Даже в тех местах, где рыбу трудно не поймать, мы обязательно берем раскладку на все походные дни. Сейчас продуктовая раскладка состояла в основном из сублимированных продуктов от Gala- Gala, вполне съедобно. Хотя Андрюха добавки никогда не просил:).

Быстрая в приготовлении и легкая по весу. Несмотря на постоянное наличие рыбных блюд, раскладки почти не осталось.

Вместо хлеба брали сухарики Finn Crisp. Так как команда у нас малопьющая и некурящая спирта взяли всего два литра. Малость не рассчитали.

Ну, так это известная тема, сколько не бери, все одно не хватит.

добавить/посмотреть комментарии (29)

Со всеми вопросами обращаейтесь на admin@fishband.ru. Мы будем рады Вам помочь!